10.06.2010

Азат Ахунов. Известный и неизвестный Загир Бигиев

Журнал "Гасырлар авазы-Эхо веков", 2006. - №1

Жизнь одного из зачинателей татарской реалистической литературы Мухаммад-Загира Бигиева (1870-1902), его творческая деятельность, на первый взгляд, достаточно хорошо изучены татарскими литературоведами.
В этой связи можно отметить многочисленные статьи и книжные публикации. Вместе с тем в биографии З.Бигиева есть немало «белых пятен», которые невозможно устранить на базе давно введенных в научный оборот источников. Наибольшую исследовательскую перспективу, на наш взгляд, открывает тщательная поисковая работа в архивохранилищах Ростова-на-Дону, в городе, где татарский писатель родился, прожил большую часть жизни и умер. Необходим и тщательный анализ местной русскоязычной прессы дореволюционного периода, в которой, наверняка, найдутся упоминания о З.Бигиеве. Ведь он был публичным человеком и своими различными действиями и поступками давал немало поводов для разговоров.
Татарские ученые неоднократно предпринимали попытки узнать больше о жизни и творчестве Загира Бигиева. Такая работа велась и с выездом в Ростов-на-Дону. В середине 1950-х гг. там побывал татарский литературовед М.Гайнуллин. Он успел встретиться с женой Бигиева, посетил могилу писателя, которая в те годы еще была цела. Жена З.Бигиева категорически отвергла слух о том, что он якобы погиб от ее рук. Позже все это дало основание М.Гайнуллину утверждать, что Бигиев покончил жизнь самоубийством на почве злоупотребления алкоголем и развившейся депрессии3. Такое заявление известного литературоведа прямо противоречило имеющимся фактам: З.Бигиев был набожным мусульманином, человеком с активной жизненной позицией и твердой волей, для которого сама мысль о самоубийстве была кощунственной.
Впрочем, можно понять и М.Гайнуллина, проводившего актуальную для тех лет мысль, что писателя-де довел до самоубийства «бесчеловечный капиталистический строй», в условиях которого настоящий талант не имел никакой возможности раскрыться. Кстати, примерно то же самое говорили и о Г.Тукае. Иными словами, выводы М.Гайнуллина соответствовали общим тенденциям советского литературоведения того времени.
В последние годы татарские ученые высказывают новые предположения относительно кончины Загира Бигиева. Однако они также не имеют под собой веских доказательств. Например, не так давно литературовед М. В.Гайнутдинов выдвинул версию о том, что писатель «был избит до смерти, видимо, умышленно, как мусульманский священник-прогрессист разъяренной толпой черносотенцев во время ростовской стачки. Видимо, чтобы скрыть правду, задним числом были сфабрикованы слухи об отравлении его женой». В любом случае, все версии смерти З.Бигиева говорят в пользу того, что она была насильственной. Будем надеяться, что дальнейшие исследования внесут ясность в этот вопрос.
Научная публикация подразумевает использование достоверных фактов, поэтому стоит обратиться к новым архивным данным, которые позволяют нам реконструировать неясные моменты биографии прославленного татарского писателя. Речь идет, главным образом, о дневниках известного казанского миссионера Евфимия Малова (1835-1918), который вел их на протяжении почти всей своей жизни. В настоящее время эти ценнейшие для истории татарского народа документы хранятся в фондах Научной библиотеки им. Н. Лобачевского КГУ, архиве ИЯЛИ им. Г.Ибрагимова, а также в личном архиве казанского краеведа Мурада Алиша.....

Комментариев нет:

Отправить комментарий

16.10.2009 17:03

Известный и неизвестный Загир Бигиев

135-летие зачинателя татарской прозы Мухаммад-Загира Бигиева, которое отмечалось в 2005 году, практически осталось незамеченным. На то существуют веские причины. С одной стороны, 1000-летие Казани затмило другие, более мелкие события, а с другой — отсутствие информации о точной дате рождения татарского писателя не дает возможности приурочить его юбилей к конкретному месяцу. Впрочем, и сведения о годе рождения Мухаммад-Загира Бигиева не есть истина в последней инстанции: названный когда-то его младшим братом, не менее известной личностью — татарским богословом Мусой Бигиевым, год рождения был выведен, согласно мнению татарских литературоведов, на основе одного из произведений Загира Бигиева, где он вскользь говорит о своем возрасте. Читать дальше »»»